Государство усилит контроль рынка драгоценных металлов и драгоценных камней

Изменения вносятся в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Документ предусматривает снятие ограничения на проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в указанной сфере, не чаще одного раза в три года. Предлагается прописать, что плановые проверки могут проводиться два раза и более в три года. По данным Минфина, отсутствие возможности проведения плановых проверок в отношении более 97% субъектов рынка привело к увеличению объёма нелегального оборота драгоценных камней, драгоценных металлов и ювелирных изделий.
——— Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части проведения внеплановых проверок"
(подготовлен Минпромторгом России)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 06.11.2018) Проект
Внесен Правительством
Российской Федерации РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И  МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ" В ЧАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК Внести в статью 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6441; 2010, N 18, ст. 2142; 2011, N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; 2014, N 11, ст. 1098; 2016, N 18, ст. 2503; N 27, ст. 4210; 2018, N 17, ст. 2430) следующие изменения: 1) подпункт "г" пункта 2 части 2 изложить в следующей редакции: "г) нарушение требований к маркировке товаров средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками;"; 2) часть 5 изложить в следующей редакции: "5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основанию, указанному в подпункте "г" пункта 2 части 2 настоящей статьи, проводится органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с одновременным извещением органа прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.". Президент
Российской Федерации ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ" В ЧАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК" Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части проведения внеплановых проверок" (далее — законопроект) подготовлен во исполнение пункта 2 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 26 февраля 2018 г. N ИШ-П13-9пр. Законопроект разработан в целях выстраивания эффективной системы контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации об обязательной маркировке товаров, защиты прав потребителей и интересов добросовестных участников оборота товаров. В соответствии с Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 г. (далее — Соглашение о маркировке товаров), ратифицированным Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 281-ФЗ, Российская Федерация обязуется обеспечить контроль за оборотом товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, а также проводить скоординированную политику в сфере маркировки товаров средствами идентификации посредством привлечения контролирующих и (или) правоохранительных органов. В целях выстраивания эффективной борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 791-р утверждена модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации (далее — модель функционирования). Модель функционирования закрепляет базовые принципы функционирования системы маркировки, в том числе принцип создания условий для развития эффективной системы государственного и общественного контроля в сфере оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 792-р утвержден перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. В то же время базовый системный нормативный правовой акт, регламентирующий отношения в сфере маркировки товаров, в частности, в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к маркировке товаров средствами идентификации, на сегодняшний день отсутствует. Регулирование порядка осуществления контрольно-надзорной деятельности в указанной сфере осуществляется в рамках подзаконных нормативных правовых актов, направленных на введение маркировки средствами идентификации конкретной группы товаров в Российской Федерации. Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень оснований для проведения внеплановых проверок дополнен мотивированным представлением должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о факте нарушения требований к маркировке товаров. Однако указанным Федеральным законом устанавливается, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по указанному основанию может быть проведена органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры. Процедура предварительного согласования проведения внеплановых проверок по указанному основанию не позволяет органам государственного контроля (надзора) оперативно реагировать на нарушения обязательных требований к маркировке товаров, что порождает возможность сокрытия правонарушений недобросовестными участниками оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации. На наличие указанной проблемы также обращается внимание в письме Роспотребнадзора от 12 марта 2018 г. N 01/2977-2018-23 о ходе реализации пилотного проекта по маркировке изделий из натурального меха, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 г. N 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 235" (далее — постановление N 787). Маркировка в рамках реализации указанного пилотного проекта показала себя как наиболее эффективный инструмент противодействия незаконному обороту промышленной продукции. К примеру, с сентября 2016 г. осуществлено 714 проверок и административных расследований, выявлено более 14,6 тысяч единиц меховых изделий без маркировки или с нарушением требований к маркировке на сумму более 707,5 млн. рублей, вынесено 345 определений о возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административных расследований по части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам проведенных проверок и административных расследований составлено 700 протоколов об административных правонарушениях по указанной статье и 650 протоколов об аресте товаров, а общая сумма штрафных санкций составляет 2,2 млн. рублей (по состоянию на 1 марта 2018 г.). Исходя из изложенного, законопроектом предлагается установить, что внеплановая выездная проверка в связи с выявлением нарушения требований к маркировке товаров средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками, проводится с одновременным извещением органов прокуратуры. Кроме того, в целях дифференциации маркировки товаров средствами идентификации, осуществляемой в соответствии с Соглашением о маркировке товаров, и маркировки товаров в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" законопроектом предлагается уточнить основание для проведения внеплановой проверки. Указанное представляется целесообразным, поскольку понятие "средство идентификации" является более широким и универсальным: использование понятия "средство идентификации" предусмотрено Соглашением о маркировке товаров, в то время как в постановлении N 787 употребляется понятие "контрольный (идентификационный) знак". Следует отметить, что Соглашение о реализации в 2015 — 2016 гг. пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" от 8 сентября 2015 г., в соответствии с которым было принято постановление N 787, утратит силу с даты вступления в силу Соглашения о маркировке товаров. Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

pnp.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *